Очень часто техническое задание на автоматизацию документооборота не пишется вовсе. Еще чаще к разработке этого документа подходят чисто формально – лишь бы было. Если речь идет о госорганах, то это «лишь бы было» должно еще соответствовать требованиям законодательства и стандартов. А поскольку нормативных актов и инструкций по разработке технических заданий на создание информационных систем в суверенном Казахстане за 20 лет писать еще не научились, за основу берут еще старые советские стандарты, например, ГОСТ 34.602-89 (называемый ныне СТ 34.015-2002, который, не смотря на новое название, по-прежнему ссылается на общесоюзные классификаторы). И начинают изобретать нечто такое, что смогут показать проверяющим инстанциям при необходимости. В любом случае создаваемый документ практически только пишется, но никогда не читается и не выступает в качестве руководства к действию. (далее…)
История Documentolog’а
Все началось в августе 2006 года, когда меня посетила мысль, не тянувшая на идею, но прочно засевшая у меня в голове – создать недорогую систему электронного документооборота на основе PHP для небольших и средних компаний. В то время лидирующие позиции «лотусовых» систем в Казахстане были абсолютно незыблемы, а про электронный документооборот большинство небольших организаций и предприятий даже не слышали, не говоря уж о том, чтобы об этом думать. Хотя то, что рано или поздно электронный документооборот станет элементом инфраструктуры любой организации, ясно было еще тогда. Правда тогда мне казалось, что случится это несколько раньше, чем получается на самом деле.
Как бы то ни было, мысль «об этом на PHP» поселилась в голове, как показало время, очень надолго. И началась фаза, которую можно назвать инициацией проекта. Инициация заключалась в том, что я переговорил со своим тогдашним руководством (в то время я работал в одной крупной компании в департаменте информационных технологий, который все пытались перевести на хозрасчет) на предмет разработки такой системы. Дескать, перспектив – море. Руководство не стало утруждать меня всякими технико-экономическими обоснованиями посетившей меня морской болезни и приняло идею благосклонно. Но не более. Лишь спустя три месяца периодических напоминаний и рисований берегов райских мне удалось выбить скромный бюджет в тысячу долларов в месяц для того, чтобы найти первого программиста. (далее…)
Как работают казахстанские ИТ-бизнесмены
Маленькая такая зарисовочка, я бы сказал пять взмахов кистью, пять тезисов на тему как работают ИТ-компании в Казахстане. Не обязательно те, которые занимаются документооборотом.
- Крупных коммерческих ИТ-компаний в Казахстане нет. Климат не тот. Выживают только мелкие. А выглядеть хочется солидно. Поэтому, если в презентации говорится о том, что в компании работает более 50 профессиональных ИТ-кандидатов наук и прочих ремесел, следует выполнить деление хотя бы на 5.
- Профессионализм у отечественного ИТ-бизнеса отсутствует. Если когда и присутствовал, то атрофировался за ненадобностью. Ибо платить за него некому. Отечественный заказчик предпочитает то, что бесплатно. В идеале, когда ему еще и доплатят за то, что он принял услуги.
- Наши ИТ-компании всеядные – жрут все подряд. Единственным критерием целесообразности участия в проекте является цена, которую готов заплатить заказчик. Продажники, прожект-менеджеры, руководство, владельцы бизнеса – все клянутся заказчику, что они и есть те единственные и неповторимые, суженые да ряженые, что судьбой ему предначертаны. И что такие проекты щелкают словно орешки кедровые, хотя до се ничего кроме семечек с базара не пробовали.
- Наши горе ИТ-бизнесмены обожают тусовки, посиделки, встречи, меморандумы, декларации, ассоциации. В общем, все то, что отличается от реальной работы. А, если поработать и придется, то это становится объектом для тусовок, посиделок, встреч, меморандумов, деклараций, ассоциаций на годы вперед.
- Жизнь считается удавшейся, а бизнес сложившимся, если удастся добиться благосклонного кивка очередного «агашки». Дескать, изобрази в трех экземплярах. Не важно что, не важно как. Ибо см. п. 3.
Исключения случаются. Но не выживают.
Демоверсия СЭД Detrix
Кстати, да.
Вы же заметили ссылку красную вверху справа? Вот такую, только поменьше:
ДЕМОВЕРСИЯ СЭД DETRIX
Прототип интерфейса СЭД CompanyMedia v4
По ссылке доступен прототип интерфейса новой версии СЭД CompanyMedia. Кстати, отличный такой прототип, который позволяет понажимать на ссылки и кнопки. Именно таким должен быть интерфейс современной системы электронного документооборота по мнению студии Артемия Лебедева.
На первый взгляд интерфейс очень «тесный», ведь на основную рабочую область приходится чуть больше половины экрана, которая к тому же разделена на две части — список документов и отображение выбранной записи. Однако разработчики предусмотрели возможность скрытия панели группировки, что несколько улучшает жилищные условия. Еще бы верхнюю, не особо информативную, панель можно было бы скрыть, так вообще просторно стало, а то разглядывать на обычном ноутбуке (с разрешением 1366 х 768) документ вот в такой вот «кошкин глазик» не комильфо, однозначно.
Правда, в прототипе доступны возможности уменьшения размеров разных областей, вплоть до полного скрытия. И тогда места становится еще больше. Но как-то не очень очевидно.
А вообще живенько.
Сказ о том как внедренец СЭД начинает внедрять
С момента публикаций первого рассказика из цикла сказов (1, 2, 3, 4) прошло почти 1,5 месяца. В принципе, такой срок может пройти и в реальной жизни с момента первого взгляда заказчика на внедренца до перехода к самой тесной фазе отношений – внедрению. Так что, если не учитывать идущий сейчас «мертвый» в плане новых проектов первый квартал года, можно сказать, что сказания мои максимально приближены к суровой реальности. Именно с точки зрения традиционного реального проекта по внедрению СЭД в Казахстане я и буду дальше вести речь, а не с точки зрения умника, слышавшего про PMBOK, PRINCE, MSF и прочих, безусловно, замечательных, но трудно применимых в наших степных условиях стандартов. Это ведь там, где эти стандарты разрабатывались, среднестатистический водитель, двигаясь по безлюдной улице, дисциплинированно остановится перед линией «Стоп». У нас же, в большинстве случаев, водитель только газу поддаст. А это значит, что всегда в проекте найдется сотрудник, который посчитает, что правила писаны не для него и, что для того, чтобы было лучше, нужно сделать так, как он считает и как ему удобнее. К сожалению, зависимость между вероятностью попадания такого сотрудника и высотой занимаемого им положения обычно прямо пропорциональна. А компетенция – обратно. А посему придется внедренцу проявлять гибкость, которую в стандартах не опишешь. (далее…)
Электронные счета-фактуры в Казахстане
Очередное (предыдущие раз и два) ноу-хау на пути к светлому будущему при помощи электронного документооборота озвучил министр финансов г-н Жамишев. Оказывается для того, чтобы эффективно бороться с лжепредприятиями и недоимками налогов, стране срочно нужны… электронные счета-фактуры.
Как водится, отечественные предприниматели уже горячо поддержали это начинание. О митингах рабочих, выражающих свое глубокое одобрение, пока не сообщается, но это вопрос чисто технический, который при необходимости будет решен быстро и положительно. Министр утверждает, что электронные счета-фактуры обеспечат предпринимателям экономию средств за счет отказа от бумажных носителей и расходов на почтовые пересылки. Конечно, для любого мало-мальски понимающего специалиста в области электронного документооборота такое утверждение нелепо, ведь стоимость электронной счет-фактуры практически одинакова с бумажной. Тем более что переход на новую модель потребует дополнительных расходов. Но это для специалиста, а тут министр сказал, что бизнес-сообщество уже хочет, значит так оно и есть.
Что характерно. В соседней России электронные счета-фактуры запрягали, как водится, долго. Сначала говорили-говорили, потом законодательство правили-правили и только вот недавно дали старт. И то никто ничего толком не понимает как оно все будет. Хорошо хоть на добровольной основе пока все зиждется. В нашем же случае никак нельзя исключать ситуацию, что, проснувшись однажды утром, мы обнаружим, что живем в стране победивших электронных счет-фактур. Ведь решить вопрос можно очень просто в наших степных условиях — выделить миллионов 30-50 долларов, за миллион написать очередное «поделие» и объявить бизнес-сообществу, что то, чего оно так долго хотело, уже готово. А оно нехай расхлебывает свои «хотелки».