Компания «Электронные офисные системы» или ЭОС славится своими наработками в государственном секторе Российской Федерации. Здесь позиции компании чрезвычайно сильны, и это обусловлено не только тем, о чем вы сейчас подумали. Компания не ограничивается разработкой свои программных продуктов, но и уделяет огромное внимание методологическим вопросам, ведет активную деятельность в области аналитических исследований и разработки нормативных актов и пр. Это осенью уже в девятый раз ЭОС созвала свою конференцию «Осенний листопад», пардон, «Осенний документооборот» (название очень лирическое, т.к. вызывает четкую ассоциативную связь между падающими кружащимися листьями деревьев и … бумажными листами документов… но где тут электронный документооборот?). Председатель совета директоров Владимир Баласанян рассказал об участии компании в проекте МЭДО (межведомственный электронный документооборот). По его словами, возможность работы с МЭДО уже является обязательным требованием для поставщиков СЭД в государственные органы. В перспективе, отметил докладчик, такие требования начнут предъявлять и коммерческие организации.
В Казахстане, находящемся на 46 месте рейтинга по развитию электронного правительства согласно отчета департамента ООН E-Government Development и опередившем Россию на 13 позиций, выбрали, как известно, путь иной. Во всех государственных органах установлена единая система электронного документооборота (ЕСЭДО), которая в том числе исполняет функции обеспечения межведомственного электронного документооборота. В краткосрочной перспективе такая централизация не так уж и плоха, т.к. позволяет быстро достичь первых результатов, чего собственно и достиг Казахстан с этим рейтингом. Однако данное достижение, безусловно, очень дорого стоило и будет стоить еще намного дороже, т.к. все сосредоточено в одних руках, а вся информация закрыта (разве что блогерам серверную от Егова показали). Подобный монополизм в условиях современного Казахстана – это не просто кормушка для определенного круга лиц, но еще и поилка, развлекушка и прочие атрибуты удавшейся жизни. При том, что по тому же межведомственному документообороту, не смотря на то, что его развитие в Казахстане идет уже более 5 лет, до сих пор нет ни одного нормативного акта! Не говоря уж о каких-то там требованиях! Что можно «наразрабатывать» в таких условиях страшно представить. Поскольку я имел сомнительное счастье немного видеть то, что разработали, могу успокоить – не старайтесь, все равно не представите. Безусловно, кончится это тем, что однажды нашу лотусовую ЕСЭДО разберут по запчастям, как президент парламент, и начнут собирать снова. Пока же по теме МЭДО будет очень интересно понаблюдать за северным соседом – тема межведомственного документооборота увлекательна, а пути достижения нирваны полны коллизий и препятствий.