Российский рынок СЭД, не смотря на кризис, рос и продолжает расти. Этот рост в первую очередь связан с тем, что государственные органы активно приобретают для автоматизации своей деятельности соответствующие продукты. В таких условиях российские СЭД-разработчики активно развиваются и упрочняют свои позиции. Выигрывает и государство. Во-первых, присутствует конкуренция между поставщиками решений, а, следовательно, государство может теоретически получить тот же результат, но за меньшие деньги. Во-вторых, конкуренция предполагает более высокое качество (конечно, далеко не факт, но опять-таки теоретически). В-третьих, активно развивается отрасль СЭД. В-четвертых, участники рынка в конечном счете платят налоги, т.е. стоимость СЭД для государства еще больше снижается. К недостаткам такого децентрализованного подхода к организации документооборота государственных органов относится затрудненность в интеграции всего зверинца разнообразных СЭД для реализации межведомственного документооборота. Но в этой сфере уже есть подвижки, — издаются соответствующие нормативные акты, стандарты, инструкции, положения, что в конечном счете позволит решить этот вопрос.
В Казахстане ситуация обстоит иначе. Госсектор монополизирован решениями на базе IBM Lotus Notes Domino, конкуренция отсутствует напрочь, а единую систему электронного документооборота государственных органов (ЕСЭДО) развивает одна компания. Как и любая государственная компания, об эффективности ее работы мечтать не приходится. Таким образом, Казахстан получает решение менее качественное, за много большие средства, но облегчает задачу по организации межведомственного документооборота. А ведь, если хотя бы часть средств, выделяемых государством на ЕСЭДО, пошла на рынок – это, безусловно, способствовало бы становлению и росту отрасли. Даже в условиях совершенно диких «откатов», которые на сегодняшний день составляют порядка 20-30% от общей стоимости проекта.