Портал Электронного правительства Республики Казахстан сообщает о новой услуге «Бронирование электронной очереди в ЦОН». Это «социально значимое» новшество фактически знаменует собой начало новой эпохи — Очередей 2.0. Многие наверняка помнят яркие атрибуты Очередей 1.0, когда бронирование очереди осуществлялось путем записи порядкового номера авторучкой на руку, после чего клиент испытывал массу неудобств – ни помыться толком, ни даже почесаться, чтобы случайно не стереть номер. Теперь же занятие очереди можно осуществлять не зычным голосом, а по ссылке. Я предварительно аутентифицировался на портале, после чего отправился по ссылке, где портал дружелюбно спросил у меня… ИИН. «Возможно, общения жаждет», — подумал я, вбивая ИИН, т.к. заветные цифры являются вообще-то логином пользователя портала и почему разработчики не установили мой номер по умолчанию — непонятно (возможно, это сделано на тот случай, если я буду занимать очередь своему соседу, но разве нельзя было просто дать возможность изменить ИИН?). После ввода ИИН система самостоятельно заполняет поле, которое выделено как обязательное для заполнения… пользователем. А именно ФИО. Зачем выделять поле обязательным для заполнения, если его невозможно ни заполнить, ни отредактировать, — также остается на совести разработчиков. Там же оставим и отсутствие проверки на вводимые данные — сервис бронирует очередь для г-на Null (за ним закреплен несуществующий ИИН). В то же место кидаем и отсутствие возможности отменить бронирование. Ну и, как водится, лучи ненависти, диареи, запора и прочих пакостей.
Я все это вовсе не из желания поглумиться над разработчиками (хотя следовало бы, а учитывая бюджетные средства, которые выделяются на такие вот «сервисы», следовало бы сделать это с особой извращенностью). Данный сервис хорошо демонстрирует общераспространенное явление, именуемое как автоматизация хаоса. Т.е., автоматизация не решает истинную проблему — наличие очереди в ЦОНе. А усугубляет ее, вернее, как это ни нелепо звучит, улучшает. Ведь очереди от этого сервиса ни разу не пропадут, зато возможно станут технологичнее. И старания налицо, и бюджет освоен. И демонстраций такому подходу на портале Электронного правительства немало. Взять к примеру все эти услуги по выдаче разнообразных справок. Вместо того чтобы устранять необходимость в самих справках, портал усердно пытается облегчить процесс их получения. В результате вместо радикальной перестройки бизнес-процессов государственных органов в соответствии с возможностями новых технологий, которые должны привести к тому, чтобы чиновники сами делали запросы, не заставляя граждан брать справки через окошки ЦОНов или браузеров, получается то же самое, только более эффектно (но не эффективно) и через Интернет. И опять же — движения есть, система работает, средства освоены.
К несчастью, то ж бывает у людей в коммерческих проектах по автоматизации документооборота сплошь и рядом. Не задумываясь о решении проблем бизнеса, интеграторы-внедренцы просто натягивают жизнь на свои решения. Автоматизируя, т.е. улучшая и делая устойчивее то, что надо уничтожить.