Сказ о заключении договора

И вот клиент готовится стать счастливым заказчиком. Ура? Рано. Сначала нужно заключить договор. Очень часто встречаются ситуации, когда клиент, не понимая всех обстоятельств, старается включить в договор все, что возможно, на все случаи жизни. Жизнь не всегда удается, поэтому и с формулировками и требованиями случаются определенные трудности.

Клиент дозревает, будь готов!

Прежде всего, в договоре обе стороны должны обратить внимание на корректную формулировку того, что в итоге должно получиться. А получиться в большинстве случае должна не поставка системы Х в заданные сроки и ее некая мифическая настройка, а конкретные осязаемые результаты с учетом условий, требований и ожиданий заказчика. В договоре должно очертить круг оказываемых услуг. Возможно, заказчик будет стремится сделать его поширше, а внедренец поменьше, но в любом случае нужно обеспечить четкую прорисовку этого круга. Если есть вменяемая техническая спецификация, нужно сделать ее приложением к договору. Если спецификации нет, ее нужно написать. Если написать невозможно, привести хотя бы перечень работ и зафиксировать их объем. Например, адаптация таких-то документационных потоков типовой конфигурации системы Х под нужды стольких-то подразделений заказчика. Этот минимум.
Внедренец всегда должен помнить, что очень часто для клиента проект по внедрению СЭД сродни высадке марсиан на соответствующем поле в долине Чу. Слишком много запредельного, нереального, непонятного. И невольный рефлекс клиента – защитить себя по максимуму. Особенно это касается людей юридической профессии. Юрист не понимает ИТ-терминологии, с огромным трудом представляет, о чем идет речь, может даже слыхом не слыхивал ни о каких технических заданиях и их предназначениях, а его, глупого и неразумного, заставляют подготовить всестороннюю экспертизу договора. И что будет делать такой юрист? Правильно, страховаться на все случаи жизни. Он и страхуется, причем иной раз страхуется до такой степени активно, что внедренцу становится выгоднее просто не подписывать договор, чем брать на себя обязательства по полной доработке системы под нужды пользователей на протяжении полутора лет после закрытия договора с предоставлением результата в течение 24 часов с момента появления «хотелки». Или соглашаться с тем, что в любой момент клиент вправе в одностороннем порядке изменить техническое задание, а внедренцу останется только успевать подстраивать систему под эти изменения на протяжении тех же 24 часов, потому как у заказчика есть право при случае расторгнуть договор и забрать все деньги взад. Конечно, задача внедренца разогнать всех этих зеленых человечков, поселившихся в офисе заказчика. Разгонять нужно словом, т.к. силовое решение различий в восприятии мира – не наш метод, как говорится.

А заказчик должен четко понять, что он хочет получить по этому договору: очередной памятник попытке информатизации бизнеса или реально работающий инструмент? И это очень сильно в его интересах создать договор, в котором бы прописывались основные критерии результата. И, конечно, ответственность за то, что эти критерии не будут достигнуты. Поэтому, не вдаваясь сильно в детали и не углубляясь в болото технической терминологии, заказчик должен добиться того, чтобы в договоре были прописаны не только типовые положения стандартного договора внедренца, а родные и близкие ему слова о его чаяниях и ожиданиях. Например, вот как может выглядеть очень типовой договор на внедрение СЭД. Данный договор, не смотря на свои несколько страниц текста, содержит весьма расплывчатые формулировки и практически полное отсутствие описания конкретных результатов, которые должны быть достигнуты в результате выполнения проекта. Большинство заказчиков подписывают договоры в таком виде, не трудясь даже приложить спецификацию со своими требованиями к системе. И, в общем-то, получают то, что получают.

А вот о том, что получается после подписания договора, мы поговорим в следующий раз без всякой теории и научной школы, а с точки зрения голимой практики и жизненных реалий.

А пока вы можете посмотреть:

СКАЗ О ВНЕДРЕНИИ СЭД НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОМ И СРЕДНЕМ

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗА: КАК ВНЕДРЕНЕЦ С ЗАКАЗЧИКОМ ЗНАКОМИТСЯ

СКАЗ О ЧАЕПИТИИ ВНЕДРЕНЦА С ЗАКАЗЧИКОМ

СКАЗ О ЖИЗНИ ПОСЛЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Задать вопрос

Copyright © 2011-2013 Андрей Суров При копировании материалов сайта гиперссылка Detrix.kz обязательна